Ретро Игры

Сайт находится в стадии разработки.
Старый сайт находится здеcь

Atari Jaguar vs Nintendo 64: Битва титанов

Поделитесь новостью в соц-сетях!

В то время, как Sony PlayStation начала безраздельно хозяйничать на рынке электронных развлечений, её конкуренты озабоченно вглядывались в своё призрачное будущее. Компания 3DO грезила своей мегамашиной M2, Sega вовсю работала над прототипом Katana, а Nintendo совместно с Silicon Graphics Inc. выстраивала архитектуру своего будущего суперкомпьютера. И только Atari заживо хоронила Jaguar, наработки по Atari Jaguar Duo и Atari Jaguar II, прощаясь с консольным рынком навсегда. Приказав долго жить, 64-битный монстр почил аккурат в год выхода Nintendo 64, первой и единственно полноценной 64-битной машины пятого поколения...

Как же так получилось, что самая мощная система 93-го года вмиг потеряла лидерство и оказалась никому не нужной на рубеже 1995-1996 годов? И главное, почему магия 64 бит и былая слава прежних консолей Atari сыграла злую шутку с Ягуаром, а не вознесла его до небес (как, скажем, Nintendo 64)? Эти резонные вопросы отпадут сами собой, если детально сравнить обе системы, предпосылки их создания и философию создателей. Да, Atari Jaguar и Nintendo 64 не были прямыми конкурентами, но тем интереснее сопоставить факты о них и сделать смелые выводы.

Но немного предыстории. В третьем поколении консольных войн компания Atari столкнулась с непреодолимой силой - её позиции на рынке не просто пошатнулись, а рухнули в небытие. И всему виной был японский ящик Пандоры - Nintendo Entertainment System (Dendy), изобиловавший прекрасными играми, потрясающей графикой и новым опытом для игрока. Будто ничего не зная про кризис игровой индустрии, большая N сделала немыслимое - подчинила игровой рынок США себе. Как итог, консоль Atari 7800 продалась скромным тиражом в 3,7 млн. копий против 63 млн. проданных NES/Famicom. Повторное поражение понесла уже 16-битная Atari Lynx от 8-битного GameBoy в соотношении 3 к 118 млн. проданных копий, что говорило только об одном - гегемония Atari подходила к концу. Поэтому, не имея возможности полноценно конкурировать с популярными продуктами Sega и Nintendo, Atari идёт ва-банк и в 1990 году начинает разработку сразу двух амбициозных проектов. 32-битная Panther и 64-битный Jaguar должны были совершить чудо и вернуть величие некогда успешной компании...

«Что позволено Юпитеру, не позволено быку»

В кулуарах Atari не учли одного: парадигма игропрома третьего и четвёртого поколения изменилась кардинально. И то, что работало во времена Atari 2600, стало бессмысленным во времена NES и SNES, Master System и Genesis. Atari входила в пятое поколение явно не в лучшей форме. Распаляясь на два синонимичных проекта без должного понимания, какой должна быть консоль и игры для неё, американская компания, ослеплённая былыми победами, лепила своего Голема. Не заручившись поддержкой сторонних разработчиков и крупных издателей, Atari досрочно отказалась от спорной Panther в пользу многообещающему Jaguar. В теории казалось, 64-битная машина на рынке способна «переварить» не только SNES, но и 3DO. Но с ростом конкуренции в пятом поколении стало ясно, что Jaguar, скорее, мистификация и афера менеджеров Atari, нежели полноценная игровая консоль. И как бы не увещевала агрессивная рекламная кампания, пресловутые 64 бита этой платформы оказались пшиком и надувательством потребителя. Надо ли говорить, что геймеры, обжёгшиеся на покупке Atari Jaguar, с большой настороженностью встречали новости о скором выходе Nintendo 64 и уже не доверяли никаким уловкам. Насколько эти опасения были обоснованы, и схожи ли были обе системы, имеющие «128 бит на двоих», разберёмся прямо сейчас.

Стараясь создать самую мощную и совершенную машину, инженеры Atari намудрили с аппаратной частью Jaguar настолько, что разработчикам игр было не до смеха. Ягуар имел целых пять процессоров в трёх чипах. В качестве ЦПУ был назначен устаревший к 1993 году «мегадрайвовский» Motorola 68К (разогнанный до частоты 13,295 МГц). Номинально 64-битный графический чип «Tom» (26,59 МГц) был способен работать с полигональной 3D графикой, выводя 16,8 млн цветов, обеспечивая высокоскоростной рендеринг и разрешение в 240p. А звуковой чип «Jerry» (26,59 МГц) отвечал за работу контроллеров и генерацию звука CD качества. Не смотря на продвинутое железо, программировать игры под его компоновку было сущим кошмаром. Оттого разработчики писали свои игры под всем известный Motorola 68K, обходя стороной собственно 64-битный графический чип. Как результат, 90% всей библиотеки Jaguar составляют посредственные 2D платформеры и beat ‘em up уровня 4-го поколения. Atari мало интересовало освоение сложной архитектуры Jaguar сторонними разработчиками (ну, как тут не вспомнить схожие проблемы Sega Saturn!). Самоустранившись от подобной «надобности» менеджеры компании все силы бросили на жёсткий пиар и создание аддонов к консоли. Как результат, 0,25 млн проданных копий против 33 млн проданных Nintendo 64.

Не в пример Ягуару, под пластиковым панцирем Nintendo 64 скрывался настоящий монстр. Созданный в пику PlayStation, напичканный до предела идеями Silicon Graphics inc. он был произведением инженерной мысли, сочетая мощь и лаконичность во всём. Центральный процессор NEC VR4300 (93,75 МГц) в 7(!) раз был мощнее ЦПУ Ягуара и в 3 (!) раза мощнее ЦПУ PlayStation. Графический чип SGI RPC (62,5 МГц) был в 3 (!) раза мощнее, чем ягуаровские «Tom» и «Jerry» соответственно. Заведуя графикой и звуком, он выдавал максимальную глубину цветов (16,8 млн), разрешение 640х480 и звук CD качества. Кроме того, в ряде игр поддерживал соотношение 16:9. Стоит также припомнить, что на Nintendo 64 было предустановлено 4 МБ оперативной памяти (а в «разогнанном» варианте с Expansion pak - все 8 МБ!), что в 2 (и 4 соответственно) раза было больше объёмов ОЗУ Ягуара.

Да, архитектура Atari Jaguar была далека от идеальной, но при должном программировании обойти ближайшего конкурента в лице 3DO не составило бы труда. Если бы не полный самоотвод крупных разработчиков от EA до Midway, от Konami до Capcom. Ягуар вышел настолько не вовремя, что его сознательно избегали в пользу Genesis, SNES, 3DO и Saturn. Поэтому библиотека «первой» 64-битной консоли в основном полнилась третьесортными играми, изданными самой Atari. С играми было настолько всё плохо, что говоря о маскоте Ягуара, хочется плакать. На фоне такого халатного отношения к изданию игр концепция «Seal of quality» от Nintendo воспринимается бесподобной и единственно верной. Кстати, ситуация не выправилась и поныне, ибо качество homebrew-тайтлов для Jaguar уступает даже официально выпущенным при жизни консоли.

Как ни странно, общественному поруганию подвергся и картридж Atari Jaguar, максимальная ёмкость которого составляла всего 6 МБ. Для сравнения, это почти в 11 (!) раз меньше объёма картриджа Nintendo 64. И если Atari мыслили как традиционалисты, то Nintendo не желали осваивать производство компакт дисков, тем самым попирая пиратство своих игр. Что интересно, обе консоли впоследствии получили дисковый аддон: Jaguar CD (работал с дисками объёмом до 790 МБ) и 64DD (работал с магнитными дисками объёмом до 100 МБ) соответственно. Аддоны были выпущены к концу жизненного цикла каждой консоли и не снискали успеха в продаже. 20 тыс. проданных копий Atari Jaguar CD с библиотекой игр в 11 штук против 15 тыс. копий 64DD с 10 играми вполне выглядели как крепкая ничья.

Что до органов управления, то сравнению не подлежит контроллер Atari с телефонным расположением вспомогательных кнопок. Будучи родом из второго поколения это недоразумение никак не могло тягаться с контроллером Nintendo 64, с его аналоговым стиком, кнопками управления 3D камерой и функцией вибрации. Стоит упомянуть, что функция сохранения игр в Ягуаре появилась только благодаря специальному картриджу, шедшему в комплекте к Jaguar CD и работающему лишь в паре с ним! Nintendo была более изворотлива и разработала карту памяти ещё на старте консоли, тем самым облегчив жизнь настоящему 64-битному геймеру. А если припомнить Ягуару то, что на нём отсутствовала кнопка Reset и противопылевые шторки на слоте для картриджа, а Jag CD часто ломался, то негодованию от владения такой консолью и вовсе не будет предела!

«Боливар не выдержит двоих»

Как видим, двум 64-битным консолям ужиться на одном рынке было невозможно. Nintendo 64 стала безоговорочным лидером в нише 64 бит и до сих пор остаётся легендой своего времени. И кто знает, что бы стало с PlayStation, если бы большая N не продолжила использовать картриджи...

Другие статьи по теме:

Комментариев к данной статье нет